Официальные документы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ (ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 20.05.2010). ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20.05.2010))






4. Несмотря на ряд уже принятых мер, необходимо продолжить работу по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также рассмотреть вопрос об отмене нулевой ставки, применяемой к фактическим потерям нефти, и налогообложении добытой нефти на устье скважины с созданием соответствующих систем учета нефти и попутного газа.
5. Следует продолжить работу по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного с учетом динамики цен на газ. В этой связи необходимо отметить, что применяемая в настоящее время налоговая ставка НДПИ на газ в размере 147 руб. за 1000 куб. м газа была установлена с 1 января 2006 года. С учетом значения индекса потребительских цен в 2007 - 2009 годах и прогноза на 2010 - 2011 годы в реальном выражении значение этой ставки сократится в 2011 году почти в 1,6 раза к уровню 2006 года.
Таким образом, при анализе возможных подходов к установлению ставки НДПИ на газ необходимо ответить на вопрос о том, насколько подобное сокращение налоговой нагрузки в расчете на 1000 куб. м добываемого природного газа является оправданным в условиях постоянного роста цен на газ на внутреннем рынке <*>.
--------------------------------
<*> Согласно заявлениям представителей компании, по итогам 2009 года ОАО "Газпром" впервые получило прибыль в размер 70 млрд. руб. от реализации газа на внутреннем рынке. При этом доходы бюджетной системы от НДПИ на газ в 2009 году составили около 75 млрд. рублей.

6. В рамках продолжения работы, начатой в соответствии с одобренными Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, следует разработать и закрепить в законодательстве о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.
7. В соответствии с одобренными ранее документами, определяющими основные направления налоговой политики в Российской Федерации на трехлетнюю перспективу, необходимо продолжить выработку механизмов перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог добавочный доход). Эта форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической точки зрения и применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США.
При этом переход к налогу на добавочный доход, который на первом этапе возможно осуществить лишь для новых месторождений, может повлечь за собой изменение всей системы налогообложения природной ренты - от НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.

НДПИ, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
В рамках реализации основных направлений налоговой политики на предыдущие периоды в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию НДПИ в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2008 - 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей и т.д.). Работа в этом направлении будет продолжена.
Кроме того, предполагается оценить целесообразность перехода к специфическим ставкам по экспортоориентированным полезным ископаемым и отмене нулевой ставки с фактических потерь твердых полезных ископаемых с одновременной корректировкой основной ставки налога.

8. Водный налог
В целях приведения в соответствие положений Кодекса с законодательством Российской Федерации в области использования водных объектов в 2010 году предполагается подготовка предложений в части уточнения плательщиков водного налога, объекта налогообложения и размера ставок.
Необходимо отметить, что действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались. В результате применения действующих ставок водного налога происходит снижение поступлений данного налога в реальном выражении.
В то же время тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2004 года по 2009 год увеличились в 6,2 раза, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.
Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами). При этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность предоставления которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.
Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011 - 2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.
Для решения данной проблемы будет продолжена работа по подготовке предложений, предусматривающих проведение индексации ставок водного налога.


Страницы: 24 из 26  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->