МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
(Постановление Госкомстата РФ от 16.07.1996 N 61. Об утверждении методик расчета Баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально - экономических индикаторов уровня жизни населения)С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс - дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения.
Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.).
Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:
- - индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;
- - индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.
Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:
I = I : ИПЦ x 100
I - значение показателя в реальном выражении за отчетный
- I - значение показателя в номинальном выражении за отчетный
- ИПЦ - Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему
месяцу <*>.
--------------------------------
<*> По отношению к конкретным целям исследования могут использоваться: сводные, дезагрегированные или дифференцированные индексы (субиндексы) потребительских цен.
Значение показателя в реальном выражении за период, превышающий месяц, является результатом действий с рядами месячных данных в реальном выражении либо (что то же самое) с применением модифицированных значений индексов - дефляторов, выражающих усредненное для соответствующего периода изменение цен.
денежных доходов населения
Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.
Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в двух аспектах:
- А. как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количества товаров - представителей (или малых товарных групп), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;
- Б. как количества определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25-ти продуктов питания, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход).
Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара - представителя):
C = --- (1)
C - покупательная способность среднедушевого денежного дохода
- населения, определенная по i-му товарному эквиваленту;
- I - величина среднедушевого денежного дохода населения;
- P - средняя цена i-го товара - представителя в среднем по
Для каждого региона эти показатели исчисляются аналогично показателям федерального уровня.
C = --- (2)
C - покупательная способность среднедушевого денежного дохода
населения j-го региона, определенная по i-му товарному
- эквиваленту;
I - величина среднедушевого денежного дохода населения
- j-го региона;
P - средняя цена i-го товара - представителя в j-ом регионе.
Покупательная способность денежных доходов населения в разрезе групп населения с различным уровнем среднедушевых доходов исчисляется по формуле:
C = --- (3)
C - покупательная способность среднедушевого денежного дохода
населения q-доходной группы населения России, определенная по
- i-му товарному эквиваленту;
I - величина среднедушевого денежного дохода q-ой доходной
- группы населения;
P - средняя цена покупки i-го товара по q-ой доходной группе
населения.
Для каждого региона показатели (3) исчисляются на основе
соответствующих региональных величин (I , P ) в разрезе групп
населения с различными доходами.
Страницы: 13 из 20 <-- предыдущая cодержание следующая -->