Официальные документы

20 ЗАКОНА ОБЯЗЫВАЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПЛАТЕ ДОХОДА УДЕРЖИВАТЬ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ СУММ, ВЕСТИ УЧЕТ ЭТОГО ДОХОДА, ИНФОРМИРОВАТЬ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН О НАЧИСЛЕННЫХ ДОХОДАХ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГАХ.. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога)






В названном Порядке предусматривается также, что по истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую центральную комиссию, созданную Минфином России или Банком России, заявление о его продлении с приложением копии документа, подтверждающего повышение квалификации аудитора в учебно - методических центрах и иных организациях по единым программам и в объеме, утверждаемым центральными комиссиями. Перечень таких учебно - методических центров и иных организаций определяется соответствующими центральными комиссиями и утверждается Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
В данном случае сотрудники фирмы направлялись в одно из таких учебных заведений с целью повышения их квалификации, приобретения специальных знаний и дальнейшего использования полученных знаний в текущей работе фирмы.
Плата за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров является затратами организации, произведенными в первую очередь в ее интересах, что свидетельствует об отсутствии исключительно личного интереса физических лиц и, соответственно, об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению.
Аттестация в силу названных норм производится за плату.
Стоимость подготовки сотрудников аудиторской фирмы и стоимость аттестации, оплаченная за счет средств фирмы, не может рассматриваться как доход ее сотрудников. Обучение (подготовка) сотрудников и их аттестация производились по инициативе работодателя с целью повышения их квалификации и более эффективного выполнения ими основной уставной деятельности - высокопрофессионального оказания услуг в области общего аудита как можно более широкому кругу клиентов.

13. Размер налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом "т" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", определяется исходя из среднегодовой минимальной месячной оплаты труда лишь в случае, когда физическому лицу в течение года производится несколько выплат по различным основаниям. При однократной выплате применяется минимальный размер оплаты труда, установленный на дату получения дохода.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о взыскании с истца не удержанного с физических лиц подоходного налога, штрафа и пеней.
Решением суда в иске отказано.
При рассмотрении дела в надзорном порядке решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Материалы дела свидетельствовали о том, что общество по договорам купли - продажи приобрело у физических лиц акции акционерного общества открытого типа, выплатив каждому из них по 55 млн. рублей. Подоходный налог с физических лиц не был удержан, поскольку, как полагало общество, выплаченные им суммы не превышали размера необлагаемого дохода, установленного статьей 3 Закона.
Считая, что общество неправильно определило размер необлагаемого дохода, в результате чего не удержало и не внесло в бюджет причитающийся с физических лиц подоходный налог, налоговая инспекция приняла решение о применении в отношении указанного предприятия финансовых санкций, предусмотренных статьей 22 Закона.
Оспаривая действия ответчика, истец ссылался на неправомерность применения налоговым органом среднегодового размера минимальной месячной оплаты труда при расчете необлагаемой части дохода, полученного физическими лицами от продажи акций.
В обоснование отказа в удовлетворении иска суд первой инстанции сослался на подпункт "т" пункта 8 Инструкции, из содержания которого следовало, что совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению, уменьшается на 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала года размеров и того размера, который действует на момент совершения сделки.
Однако арбитражным судом не было учтено следующее. В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 3 Закона в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются суммы, получаемые в течение года от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Следовательно, в целях исчисления сумм, не подлежащих налогообложению, применяется размер минимальной месячной оплаты труда, установленный на дату получения дохода. Лишь в случае, когда физическому лицу в течение года производится несколько выплат, применяется среднегодовой размер минимальной оплаты труда.
В данном случае физические лица продавали товариществу акции однократно. Других доходов тем же физическим лицам предприятие не выплачивало. На момент совершения сделок размер минимальной месячной оплаты труда согласно Федеральному закону от 27.07.95 N 116-ФЗ составлял 55 000 рублей. Поскольку сумма сделок составила 55 млн. рублей, то есть не превышала 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, у суда не было оснований для признания действий налоговой инспекции по применению финансовых санкций правомерными.


Страницы: 7 из 7  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->