Официальные документы

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 21.06.1999 N 42. ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЗИМАНИЕМ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога)






Налоговая инспекция в феврале 1997 года обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании недоплаченной суммы авансовых взносов по подоходному налогу за 1996 год, которые подлежали уплате соответственно: до 15 июля, до 15 августа и до 15 ноября 1996 года, а также пеней за просрочку внесения авансовых взносов.
Ответчик против иска возражал, ссылаясь на нарушение налоговой инспекцией правил исчисления сумм авансовых взносов, приведшее к их завышению.
Исследовав обстоятельства спора, суд первой инстанции в иске отказал, отметив следующее.
Обязанность индивидуальных предпринимателей вносить три авансовых взноса по налогу за текущий год установлена статьей 13 Закона.
Согласно подпункту "б" названной статьи по общему правилу налогоплательщик исчисляет авансовые платежи в текущем году исходя из суммы налога, исчисленного за истекший год.
В порядке исключения данной нормой предусмотрена возможность перерасчета в течение года суммы не уплаченных к моменту перерасчета авансовых взносов при наличии одновременно двух условий:
а) значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода налогоплательщика по сравнению с истекшим годом;
б) подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган о производстве перерасчета.
В спорном случае налоговая инспекция настаивала на наличии указанных условий и, следовательно, правомерности перерасчета, ссылаясь на указание ответчиком в декларации за 1995 год суммы предполагаемого в 1996 году дохода, значительно превышающей сумму дохода в 1995 году.
По мнению налоговой инспекции, этот факт доказывает реальное увеличение дохода в 1996 году, а подписание указанной декларации равнозначно подаче заявления о перерасчете.
Такое утверждение истца является ошибочным и не соответствует содержанию подпункта "б" статьи 13 Закона, который связывает возможность перерасчета с выявившимся увеличением (уменьшением) фактически получаемого дохода в течение того года, за который уплачиваются авансовые взносы. К тому же заявление налогоплательщика должно содержать прямую просьбу о перерасчете и информацию о фактическом увеличении (уменьшении) получаемого в текущем году дохода по сравнению с истекшим годом.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменения.

5. Предприниматель вправе применить ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых им для получения дохода, увеличивая тем самым расходы, включаемые в декларацию.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции, обязавшей его уплатить в бюджет подоходный налог и штрафы за занижение совокупного дохода, полученного в календарном году.
Из материалов дела следовало, что предприниматель при составлении декларации о доходах, применив ускоренную амортизацию, включил в расходы 50 процентов стоимости швейной машины и оверлока, приобретенных в отчетном году.
По мнению налоговой инспекции, механизм ускоренной амортизации основных производственных фондов может быть применен только организацией на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Индивидуальному предпринимателю Закон и соответствующие постановления Правительства Российской Федерации такой возможности не предоставляют.
Между тем выводы налоговой инспекции не основаны на законодательстве.
В соответствии со статьей 12 Закона состав расходов предпринимателя формируется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.
Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) предусмотрено подпунктом "х" пункта 2 Положения о составе затрат.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов путем отнесения затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных производственных фондов, а также списания дополнительно как амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов сроком службы более трех лет.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Использование указанных средств труда в предпринимательских целях, что усматривалось из тетради учета доходов и расходов и декларации предпринимателя, не вызвало споров у сторон.
Решением суда иск удовлетворен.

6. В налогооблагаемый доход предпринимателя суммы штрафов (пеней, неустоек) за нарушение стороной по договору условий договора включаются только после их получения налогоплательщиком от должника.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о применении финансовых санкций за неуплату подоходного налога с присужденных индивидуальному предпринимателю денежных средств.


Страницы: 3 из 7  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->