Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.02.2011 N ГКПИ10-1751 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 4.1.2, ПУНКТА 6.6 САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ 2.1.5.980-00. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОД

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 4 февраля 2011 г. N ГКПИ10-1751

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Орелстрой" о признании частично недействующими пунктов 4.1.2, 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхности вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.,
установил:

22 июня 2000 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены и введены в действие Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (далее - СанПиН). СанПиН опубликованы в "Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", 2001 г., N 2.
СанПиН установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускается (абзац третий пункта 4.1.2); место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (пункт 6.6).
ОАО "Орелстрой" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 4.1.2, пункта 6.6 СанПиН в части, устанавливающей запрет на сброс сточных вод в черте населенного пункта.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), который не содержит запрета на сброс сточных вод в водные объекты в черте населенных пунктов, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные ограничения; пункты 4.1.2, 6.6 СанПиН в оспариваемой части нарушают права ОАО "Орелстрой", осуществляющего проектирование и строительство различных объектов, в том числе многоквартирных жилых домов, на возможность сброса очищенных сточных вод в водный объект в границах населенного пункта при условии соблюдения норм Водного кодекса Российской Федерации и иных норм, регулирующих сброс сточных вод в водный объект.
Представители ОАО "Орелстрой" М., Д. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.А., Н. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с предоставленной Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" компетенцией Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации приняты оспариваемые нормы, которыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены дополнительные, помимо перечисленных в статье 44 ВК РФ, основания для запрета сброса сточных вод.
Обсудив доводы заявителя, заслушав возражения представителей заинтересованного лица, показания свидетеля Ф., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Е.Е., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемые СанПиН утверждены и введены в действие руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), пунктами 3, 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
Пунктами 4.1.2, 6.6 СанПиН в оспариваемой части запрещен сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов.
Согласно статье 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей.











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)