ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 06.02.2004 N 48-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ''УРАЛЦЕМЕНТ'' НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 17 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ''О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ'', СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД'', СТАТЬИ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2000 ГОД'', СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД'' И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''ОБ ИНДЕКСАЦИИ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 48-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества ''Уралцемент'' на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации ''О плате за землю'', статьи 15 Федерального закона ''О федеральном бюджете на 1999 год'', статьи 18 Федерального закона ''О федеральном бюджете на 2000 год'', статьи 14 Федерального закона ''О федеральном бюджете на 2002 год'' и Федерального закона ''Об индексации ставок земельного налога)Что касается ежемесячной уплаты земельного налога (который исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка), то период в один месяц может рассматриваться не в качестве налогового периода, а в качестве отчетного. Такая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12 мая 2003 года по жалобе ЗАО "Северо-западный колхозный рынок". Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации также разъяснил, что положениями Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" лишь вводится учитывающий изменения минимального размера оплаты труда коэффициент индексирования ставок земельного налога и никакие другие вопросы не решаются; при этом федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, носят общий характер и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Федеральные законы от 22 февраля 1999 года "О федеральном бюджете на 1999 год" и от 31 декабря 1999 года "О федеральном бюджете на 2000 год" являются нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения. В соответствии же с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 5, статья 12). Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками. Поэтому - с учетом того, что действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 1 января 2000 года, - порядок исчисления в 1999 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 1 апреля 1999 года, а в 2000 году по ставкам с коэффициентом 1,2 - с 1 марта 2000 года (не включая те месяцы, которые предшествовали вступлению названных Федеральных законов в силу). Таким образом, самими нормами, установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было.
Что касается оценки правильности расчета сумм исчисленного налоговыми органами земельного налога, его соответствия обстоятельствам дела, равно как и решения вопроса о том, какой закон и каким образом должен быть применен в деле заявителя, то разрешение этих вопросов относится к компетенции судов общей и арбитражной юрисдикции и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->