ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 28.05.2010 N 01/8017-10-32. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Роспотребнадзора от 28.05.2010 N 01/8017-10-32. О судебной практике по делам об административных правонарушениях)Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Обществом были допущены неоднократные нарушения требований Закона о защите прав потребителей, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере защиты прав потребителей. Общество в рассмотрении дел об административных правонарушениях, судебных дел участие не принимало, доказательства отсутствия нарушений либо устранения их последствий не представляло, продолжало осуществлять деятельность с нарушением закона.
В пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Суд первой инстанции, указав в решении, что неоднократность нарушений не может являться основанием для ликвидации юридического лица, вместе с тем не дал оценку характеру допущенных Обществом нарушений, их продолжительности, а также последующей после совершения нарушений деятельности юридического лица.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции Российской Федерации). Допущенные Обществом нарушения посягали на права граждан-потребителей в экономической сфере, повлекли за собой причинение имущественного и морального вреда данным лицам. Учитывая данные обстоятельства, допущенные нарушения не могут быть квалифицированны судом как малозначительные, поскольку носили грубый характер. Нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей действия Общества свершались в течение длительного времени.
Кроме того, при разрешении дела были учтены неправомерное и недобросовестное поведение Общества, его единоличного исполнительного органа после совершения правонарушений, выражающиеся в оставлении без рассмотрения претензий потребителей, игнорировании законных требований уполномоченного органа, неявке на рассмотрение административных и судебных дел.
Суд апелляционный инстанции также принял во внимание то, что Обществом ни в суд первой инстанции, на в суд апелляционной инстанции не были представлены доказательства совершения Обществом действий, направленных на устранение вредных последствий нарушений, приведение своей предпринимательской деятельности в соответствие с требованиями законодательства, либо доказательства невозможности удовлетворения правомерных требований потребителей по причинам, не зависящим от юридического лица.
Указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что ранее применяемые к Обществу меры государственного воздействия не привели к положительному результату, а следовательно, ликвидация юридического лица, систематически допускающего грубые нарушения закона, является адекватной и необходимой в данной ситуации санкцией.
6. Орган Роспотребнадзора в силу возложенного на него бремени доказывания состава правонарушения должен подтвердить документально, что водоохранные информационные знаки повреждены таким образом, что не выполняют свои функции, поскольку санитарные правила и нормы не конкретизируют надлежащее состояние информационных знаков.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - Предприятие) на объектах насосных станций Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (далее - Управлением) было установлено нарушение повреждение водоохранных информационных знаков, определяющих границы зоны санитарной охраны первого и второго поясов питьевого источника водоснабжения, что является нарушением пункта 3.3.3.5 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02". За выявленные нарушения Предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.2 КоАП.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Предприятие обжаловало постановление по делу об административном правонарушении. Суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности постановления, поскольку сомнения относительно действительности факта правонарушения и виновности Предприятия носят неустранимый характер.
Страницы: 6 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->