РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.10.2009 N ГКПИ09-1317. ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 1 ПУНКТА 2 ИНСТРУКЦИИ О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ СЛУЖБЫ (ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ) СОТРУДНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ И ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЧС РОССИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МЧС РФ ОТ 17.02.2005 N 83. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N ГКПИ09-1317. Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 1 пункта 2 Инструкции о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, проходящим военную службу по контракту, утвержденной Приказом МЧС РФ от 17.02.2005 N 83)Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. и К., представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, Инструкция в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требования заявителя удовлетворить в части оспаривания абзаца 1 пункта 2 Инструкции, суд находит заявление Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон), определяя денежное довольствие сотрудников перечисленных в нем федеральных органов исполнительной власти, в том числе сотрудников Государственной противопожарной службы, включает в его структуру дополнительные выплаты (пункт 1 статьи 1). Согласно пункту 8 статьи 1 Закона, действующему в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в частности, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Таким образом, Законом непосредственно определены критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям в отношении сотрудников одного состава, проходящих службу в одной местности, Законом не предусмотрена.
Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым предусмотрена для отдельных категорий сотрудников (военнослужащих) выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения ими службы.
Данная надбавка установлена за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за сложность, напряженность, специальный режим работы), следовательно, носит компенсационный, а не стимулирующий характер. Такой же вывод вытекает и из абзаца второго пункта 8 статьи 1 Закона во взаимосвязи с преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым одновременно изменена сущность ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и определены основания, влияющие на ее установление, в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам федеральных органов исполнительной власти в натуральной форме.
Размер компенсационной надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, зависит от объективных данных, характеризующих соответствующие условия службы определенного состава сотрудников. Руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти наделен полномочиями по установлению размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и порядка ее выплаты, но не правом введения дополнительных критериев, влияющих на размер надбавки.
Приведенные правовые позиции отражены также в судебных Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-2247.
Вопреки этому оспариваемый заявителем абзац 1 пункта 2 Инструкции предписывает при установлении размера надбавки учитывать дополнительные, не предусмотренные Законом критерии, а именно, среднемесячную сумму расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси); а также затраты по уплате налогов на землю и имущество физических лиц.
Страницы: 2 из 3 <-- предыдущая cодержание следующая -->