Официальные документы

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ПОЛНУЮ ОПЛАТУ

(Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 (с изм. от 21.10.2004). О подпрограмме ''Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации'' федеральной целевой программы ''Жилище'' на 2002 - 2010 годы)






Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг начиная с 2001 года составит 22 процента и далее меняться не будет.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. До 2010 года пересмотр этого стандарта не предполагается.
После завершения перехода к полной оплате жилищно - коммунальных услуг населением (с учетом бюджетного субсидирования граждан, имеющих право на жилищную субсидию, а также на установленные законодательством льготы) федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги устанавливаться не будет. Остальные федеральные стандарты будут ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации и на их основе будет рассчитываться потребность субъектов Российской Федерации в средствах, предназначенных для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Переход к бездотационному функционированию жилищно - коммунального хозяйства на основе полного обеспечения текущих финансовых потребностей этой сферы обусловливает появление новых требований к механизму межбюджетных отношений, которые должны найти отражение в рамках общей концепции реформирования этих отношений.
В настоящее время потребности регионов в средствах из федерального бюджета, выделяемых предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, а также потребность в средствах для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот и жилищных субсидий, учитываются косвенным образом в числе прочих факторов при определении размера трансферта субъекту Российской Федерации из фонда финансовой поддержки регионов.
При определении размера трансферта в настоящее время функция выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации сочетается с функцией экономического стимулирования преобразований в жилищно - коммунальном хозяйстве. Существующая система не гарантирует ни того, что размер средств, предоставляемых из федерального бюджета, окажется достаточным для обеспечения бюджетных обязательств по финансированию жилищно - коммунального хозяйства, ни того, что полученные средства будут использованы для финансирования жилищно - коммунального хозяйства.
После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся лишь в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение вопроса о переводе безвозмездных перечислений из федерального бюджета, направляемых на помощь в софинансировании указанных расходов, в форму целевых субвенций, которые могли бы выплачиваться через фонд софинансирования социальных расходов и (или) фонд компенсаций.

Обеспечение мер социальной защиты
малоимущих граждан при переходе на полную оплату
жилищно - коммунальных услуг

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" с 1993 года в России действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно - коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее именуются - жилищные субсидии). За 2000 год жилищные субсидии были предоставлены 3,5 млн. российских семей <1>.
--------------------------------
<1> Компенсация расходов на предоставление жилищных субсидий предусматривалась в местных бюджетах.

В соответствии с программой социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в форму денежных выплат.
В 2002 году предполагается рассмотреть вопрос о переводе основных льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий. Предполагается также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" прекращение к 2004 году перекрестного субсидирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги. В связи с этим в условиях полной оплаты жилищно - коммунальных услуг населением потребность в финансировании жилищных субсидий начиная с 2004 года составит около 40 млрд. рублей в год и может возрасти в случае опережающего роста тарифов на газ и электроэнергию.


Страницы: 9 из 24  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->