Официальные документы

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

(Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 (с изм. от 21.10.2004). О подпрограмме ''Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации'' федеральной целевой программы ''Жилище'' на 2002 - 2010 годы)






- предоставление предприятию жилищно - коммунального комплекса кредита из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на рыночных условиях (в особых случаях - из федерального бюджета).
Второй вариант предусматривает предоставление на безвозвратной основе бюджетных средств на реализацию конкретных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или (и) местных бюджетов, в исключительных случаях - федерального бюджета.
Разделение механизмов по предоставлению средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозвратной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий жилищно - коммунального комплекса и ее устойчивости в силу возможности независимого функционирования. Кроме этого, предоставление средств на возвратной основе (на рыночных условиях) создает предпосылки для замены бюджетного финансирования привлечением частных кредитных инвестиций, на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также специально создаваемых гарантийных структур.
Необходимо разработать четкие критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации жилищно - коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям в первую очередь на безвозвратной основе. Одним из возможных критериев является поддержка на безвозвратной основе, которую должны получать прежде всего те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет средств самого предприятия или частных заемных средств.
Для обеспечения возможности привлечения предприятиями жилищно - коммунального комплекса средств коммерческих банков или размещения облигаций для финансирования проектов по модернизации жилищно - коммунального комплекса могут быть созданы специализированные гарантийные агентства (далее именуются - гарантийные агентства).
Основной задачей гарантийных агентств должна быть выдача поручительств по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных гарантийными агентствами проектов, в том числе по кредитам для специализированных организаций, предоставляющих энергосервисные услуги (установка и обслуживание счетчиков тепла и воды, модернизация систем отопления зданий и т.п.). Конечной целью деятельности таких гарантийных агентств должно быть снижение стоимости кредитных и иных заемных ресурсов.
На первоначальной стадии работы по оценке проектов и кредитоспособности заемщиков будут производить непосредственно гарантийные агентства. В результате будут разработаны методика оценки проектов по модернизации и развитию жилищно - коммунального комплекса и предприятий - заемщиков, а также стандарты кредитования этих проектов со стороны коммерческих банков.
В результате привлечения коммерческих банков к участию в этой схеме финансирования проектов должны быть отработаны критерии отбора банков, по кредитам которых будут выдаваться поручительства гарантийных агентств. Впоследствии работу по оценке кредитоспособности инициаторов проектов будут выполнять сами коммерческие банки.
Кредитные договоры коммерческих банков, по которым гарантийные агентства будет выдавать поручительства, а также вся остальная документация, сопровождающая сделку, будут стандартизованы. Это позволит создать предпосылки для формирования вторичного рынка кредитов, создания системы их рефинансирования или системы перестрахования рисков.
Деятельность указанных гарантийных агентств и их специализация на проектах жилищно - коммунального комплекса даст возможность лучше оценить специфические риски, свойственные этим проектам, и, следовательно, создаст возможность для привлечения частного капитала в эту сферу. Стандартные требования гарантийных агентств к проектам будут способствовать повышению уровня знаний и навыков предприятий жилищно - коммунального комплекса - инициаторов проектов в области подготовки инвестиционных предложений и бизнес - планов. Предполагаемые в дальнейшем механизмы рефинансирования или перестрахования рисков по кредитам или займам, выданным на реализацию муниципальных инфраструктурных проектов, будут способствовать повышению эффективности использования частного заемного капитала.
В результате единовременных затрат бюджетных средств на создание гарантийных агентств может быть сформирована устойчивая и прозрачная система финансирования за счет заемных средств проектов в сфере жилищно - коммунального комплекса. Будучи основанной на использовании рыночных механизмов и привлечении частных кредитных ресурсов, она сможет способствовать не только решению проблем модернизации жилищно - коммунального комплекса, но и развитию рынка ценных бумаг и укреплению банковской системы.

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

В реализации подпрограммы предусматривается участие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.


Страницы: 18 из 24  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->