ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 07.03.2006 N 0100/2473-06-32. О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32. О разъяснении отдельных положений действующего законодательства)Учитывая же, что в настоящее время указанный технический регламент отсутствует, Роспотребнадзор в контексте соответствующих положений п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" считает, что требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 (т.е. нормативным правовым актом, соответствующим целям и принципам технического регулирования), являются обязательными и в этой связи могут служить объектами соответствующего государственного контроля (надзора). При этом, по мнению Роспотребнадзора, вопрос о сроке признания Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 утратившим силу необходимо ставить в зависимость от сроков разработки и утверждения соответствующего технического регламента.
Что касается товаров, поименованных в п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", но не вошедших в перечень, утвержденный вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, то в отношении новых пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации (ст. 10 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), вопрос установления сроков годности должен решаться изготовителем с учетом соответствующих требований ст. 16 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и отражаться в технических документах, требования которых в указанной части после их утверждения становятся обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов.
В отношении же всех иных товаров положения п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с учетом соответствующих требований ст. 4 и ст. 7 ФЗ "О техническом регулировании"), по мнению Роспотребнадзора, не должны носить обязательный характер и являться предметом государственного контроля и надзора в рамках административного регулирования соответствующей деятельности изготовителей продукции.
Однако данное обстоятельство ни в коей мере не должно ущемлять или ограничивать (с точки зрения гражданско-правовой ответственности продавцов и изготовителей) право потребителей на возмещение имущественного вреда за вред, причиненный вследствие недостатков товара, закрепленное ст. 14 Закона РФ "О защите прав потребителей". И в этой связи каждый хозяйствующий субъект при решении вопроса об установлении срока годности должен иметь в виду, что если на товар должен быть установлен в соответствии с п. 4 ст. 5 указанного Закона срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этого срока представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
Вопрос 9. О доведении информации о цене и условиях приобретения товаров (работ, услуг) в рублях (п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей") на примере оказания гостиничных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление гостиничных услуг (гостиничное обслуживание) является публичным договором.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) и п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 (с последующими изменениями и дополнениями, далее - Правила), исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - информацию о цене и условиях приобретения соответствующих услуг (п. 2 ст. 10 Закона), которая в свою очередь, исходя из требований п. 4 Правил, должна предусматривать сведения о цене номеров в гостинице (места в номере); перечне услуг, входящих в цену номера (места в номере); перечне и цене дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; форме и порядке оплаты услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг, связанных с гостиничным обслуживанием, должна быть одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Поскольку в контексте соответствующих положений п. 4 ст. 426 ГК РФ и ст. ст. 1, 38 Закона для исполнителя являются обязательными все требования Правил, в договоре на оказание гостиничных услуг в числе других сведений, предусмотренных п. 8 Правил, в обязательном порядке должна фиксироваться цена номера (места в номере). Причем эта цена (как в самом договоре, так и в информации, доводимой до потребителя в порядке, установленном п. 4 Правил) согласно требованиям п. 2 ст. 10 Закона должна быть указана в рублях.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме (п. 8 Правил) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В этой связи, учитывая, что в соответствии с п. 12 Правил цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливаются исполнителем, последний в каждом случае обязан соблюдать право потребителей на своевременное получение информации о цене услуг в рублях.
Указанное требование Закона должно быть соблюдено исполнителем как при установлении посуточной, так и при установлении почасовой оплаты проживания.
Страницы: 6 из 7 <-- предыдущая cодержание следующая -->