ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 07.03.2006 N 0100/2473-06-32. О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32. О разъяснении отдельных положений действующего законодательства)Вопрос 2. О позиции Роспотребнадзора по вопросу отказа отдельными органами местного самоуправления от функций по осуществлению защиты прав потребителей на муниципальном уровне.
Принимая во внимание соответствующие положения ч. 2 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Роспотребнадзор считает, что правомочия, содержащиеся в ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей", как относящиеся к вопросам, законодательно не исключенным из компетенции органов местного самоуправления, должны продолжать реализовываться ими в добровольном порядке при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
При этом следует отметить, что вопрос о необходимости сохранения осуществления защиты прав потребителей на муниципальном уровне начиная с 1996 года ставился не один раз еще федеральным антимонопольным органом (в лице ГАК, а затем МАП РФ). И связано это было с введением в действие Федерального закона от 09.01.1996 N 2-ФЗ, принявшего новую редакцию Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой (ст. 44) функция по защите прав потребителей на муниципальном уровне была законодательно закреплена в качестве права органов местного самоуправления, а не их безусловной обязанности.
Последние редакционные изменения указанной статьи, приведшие к исключению из нее ранее закрепленных за органами местного самоуправления контрольно-надзорных полномочий (допускавших, в частности, в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, возможность приостановления продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) до предоставления информации или прекращения продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), как известно, были обусловлены принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Однако согласно преамбуле названного законодательного акта его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, а муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Применительно к муниципальной составляющей национальной системы защиты прав потребителей это означает, что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей работы, несмотря на произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, должен быть, как минимум, сохранен.
С учетом изложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надеется на то, что практическая реализация органами местного самоуправления функций по защите прав потребителей в рамках ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" будет продолжаться и впредь, поскольку в сочетании с полномочиями, реализуемыми территориальным управлением Роспотребнадзора, это позволит добиваться более действенных результатов, связанных с обеспечением гражданам соответствующих гарантий их прав, установленных названным законодательным актом.
Вопрос 3. О реализации потребителем своего права на выбор требований в отношении товара ненадлежащего качества в досудебном и судебном порядке.
Прежде всего необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, т.е. с недостатками, не оговоренными продавцом в установленном порядке (см. последний абзац п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей"), вправе по своему выбору предъявить продавцу любое требование из числа предусмотренных указанной правовой нормой. При этом в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 данного Закона (включая требование о замене товара - ст. 21 Закона), потребитель вправе, причем также по своему выбору, предъявить иные требования, установленные статьей 18 (см. п. 2 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей"), т.е. среди прочего - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В контексте соответствующих положений п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное право, приобретаемое и осуществляемое потребителями в силу Закона, на практике реализуется ими исключительно своей волей и в своем интересе и само по себе никак не ограничено какими-либо корреспондирующимися нормами материального или процессуального права.
В этой связи беспрепятственное осуществление гражданами - потребителями этого права возможно как в досудебном, так и в судебном порядке - в рамках гражданского судопроизводства, в том числе - при принятии истцом решения об изменении основания или предмета иска в соответствии с частью 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Страницы: 2 из 7 <-- предыдущая cодержание следующая -->