Официальные документы
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.М. Демидовой,
1. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.М. Демидова утверждает, что названные законоположения, а также находящиеся с ними в нормативном единстве пункты 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) и подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307) в части, возлагающей на граждан обязанность оплачивать коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в конкретной квартире, с учетом данных коллективных (общедомовых) приборов учета, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18 и 19 (часть 1).
По мнению заявительницы, оспариваемые положения предоставляют Правительству Российской Федерации неограниченные полномочия в области правового регулирования порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, допускают двусмысленное толкование понятия "коммунальная услуга" и неоднозначное его применение при определении размера платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома, что влечет возложение на граждан-потребителей обязанности дважды оплачивать коммунальные ресурсы (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ), израсходованные на содержание общего имущества многоквартирного дома, - в составе платы за коммунальные услуги и в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из представленных материалов, Верховный Суд Российской Федерации решением от 17 июля 2008 года оставил без удовлетворения заявление А.М. Демидовой о признании недействующими пунктов 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а определением от 21 июля 2008 года отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации ее надзорной жалобы на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года по делу по заявлению гражданина Ю.В. Двойрина о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоих случаях Верховный Суд Российской Федерации признал, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону, каковым в данном случае является Жилищный кодекс Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 01.10.2009 N 1099-О-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ДЕМИДОВОЙ АЛЬМИРЫ МАРАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТАМИ 26, 27, 29 И 30 ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 3 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2 К ПРАВИЛАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. N 1099-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ДЕМИДОВОЙ АЛЬМИРЫ МАРАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТАМИ 26, 27, 29 И 30
ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 3 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2
К ПРАВИЛАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. N 1099-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ДЕМИДОВОЙ АЛЬМИРЫ МАРАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 157 ЖИЛИЩНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТАМИ 26, 27, 29 И 30
ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 3 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2
К ПРАВИЛАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.М. Демидовой,
установил:
1. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.М. Демидова утверждает, что названные законоположения, а также находящиеся с ними в нормативном единстве пункты 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) и подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307) в части, возлагающей на граждан обязанность оплачивать коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в конкретной квартире, с учетом данных коллективных (общедомовых) приборов учета, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18 и 19 (часть 1).
По мнению заявительницы, оспариваемые положения предоставляют Правительству Российской Федерации неограниченные полномочия в области правового регулирования порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, допускают двусмысленное толкование понятия "коммунальная услуга" и неоднозначное его применение при определении размера платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома, что влечет возложение на граждан-потребителей обязанности дважды оплачивать коммунальные ресурсы (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ), израсходованные на содержание общего имущества многоквартирного дома, - в составе платы за коммунальные услуги и в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из представленных материалов, Верховный Суд Российской Федерации решением от 17 июля 2008 года оставил без удовлетворения заявление А.М. Демидовой о признании недействующими пунктов 26, 27, 29 и 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а определением от 21 июля 2008 года отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации ее надзорной жалобы на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года по делу по заявлению гражданина Ю.В. Двойрина о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоих случаях Верховный Суд Российской Федерации признал, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону, каковым в данном случае является Жилищный кодекс Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)