Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2003 N ГКПИ03-52. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.05.1992 N 312 ''О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ''. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение Верховного Суда РФ от 28.02.2003 N ГКПИ03-52. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13.05.1992 N 312 ''О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования'')






Пунктом 8 Постановления предусмотрено обязательное предварительное согласование с Министерством образования Российской Федерации предоставленных учреждениям системы образования земельных участков в случае их изъятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона РФ "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в пункте 3 статьи 27 также предусматривает, что за государственным и муниципальным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.
Земельный кодекс РФ в статье 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
При этом граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (статья 269 Гражданского кодекса РФ).
Из анализа гражданского законодательства, земельного, законодательства в сфере образования следует, что распоряжение учреждениями системы образования предоставленными им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками может регулироваться нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти.
Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о несоответствии пункта 8 Постановления требованиям действующего законодательства.
Ссылки представителей ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" на то, что порядок изъятия земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотрен Земельным кодексом РФ (статьи 28 - 31), а порядок изъятия земель, находящихся в муниципальной собственности, также регулируется Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 6, 29), не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Как указывалось выше, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлено право до разграничения государственной собственности на землю определять Порядок распоряжения указанными землями.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.
Принятие арбитражным судом решения о признании постановления администрации города о предоставлении заявителю земельного участка для строительства жилого дома недействительным не может рассматриваться как нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, т.к. последнее не лишено возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->