ЦЕНТРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с ''Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года''))На юге Сибири конкурентным преимуществом являются также аграрные ресурсы, на их основе будет развиваться переработка сельскохозяйственного сырья. Для повышения конкурентоспособности зернового сектора, мукомольной и пищевой промышленности необходимо снижение транспортных издержек, что позволит расширить рынки сбыта и технологически модернизировать эти сектора экономики. Инновационным потенциалом обладает и развитие рекреационных услуг в горных районах.
В Южной Сибири продолжится интенсивное развитие агропромышленного сектора, опирающегося на сельскохозяйственные ресурсы Алтайского края, юга Новосибирской и Омской областей.
Развитие Дальнего Востока в значительной мере опирается на огромные природные ресурсы (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные и минеральные), а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.
Внедрение новых технологий добычи углеводородных ресурсов на шельфе и сжижения газа дадут новый импульс развитию Сахалина и Якутии. Перспективы освоения новых месторождений минеральных ресурсов обусловлены инвестиционными стратегиями бизнеса и приоритетами государства в инфраструктурных инвестициях.
Принципиальным фактором развития регионов Сибири и Дальнего Востока является решение в долгосрочном периоде проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, модернизации и создания новых морских портов, в том числе для развития контейнерных перевозок и экспорта ресурсов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций, связывающих основные центры Дальнего Востока, а также их интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные системы.
Модернизация крупных городов Дальнего Востока основана на интеграции сервисных и индустриальных функций. Инновационный потенциал Владивостокской и Хабаровской городских агломераций связан с развитием профессионального образования, разработкой технологий освоения океана и природных богатств, в том числе био- и нанотехнологий и подводной робототехники. Владивостокская городская агломерация, Дальневосточная островная зона, включая остров Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова, и система тихоокеанских портов станут опорными для формирования биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биологических ресурсов и марикультура.
Необходимость инновационного развития отраслей экономики, связанных с освоением природных ресурсов, даст импульс развитию сложившейся в индустриальных центрах Дальнего Востока базы машиностроения с переходом к выпуску современных машин и оборудования в соответствующих отраслях. Создание высоких технологий востребовано и для обеспечения конкурентоспособности авиастроения, судостроения и судоремонта как приоритетных специализаций г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской городских агломераций. Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности связаны с созданием космодрома Восточный.
Активизация освоения российского сектора Арктики предусматривается по следующим направлениям:
- активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений, переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр арктического континентального шельфа;
- существенное повышение изученности арктического континентального шельфа, а также обеспечение к 2020 году прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти до 3 млрд. тонн и газа - до 5 трлн. куб. м;
- завершение к 2011 году геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
- увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике к 2017 году до 20 процентов общего изъятия водных биологических ресурсов в Российской Федерации, предусмотрев более полное использование добываемых водных биологических ресурсов;
- развитие мощностей по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов, а также увеличение на 30 процентов к 2015 году производства продукции их переработки для реализации на российском и иностранном рынках;
- повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в перспективе в качестве транспортного коридора, соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии и Северной Америки и управляемого Российской Федерацией, а также создание с этой целью к 2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктическом регионе с модернизацией действующих и созданием новых средств и подсистем;
- снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности в Арктике на территории Российской Федерации;
- обеспечение национальной безопасности в Арктическом регионе в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
Страницы: 70 из 77 <-- предыдущая cодержание следующая -->