ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с ''Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года''))Значение торгово-экономических отношений с Китаем и Индией будет определяться не только их потенциалом для развития внешней торговли России в целом, но и особой растущей геополитической ролью этих государств в мире. Масштабная реструктуризация их национальных экономик и модернизация имеющейся промышленной базы, подкрепленная растущими финансовыми ресурсами, позволяет российским компаниям претендовать на участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении и наращивать продажи российской наукоемкой продукции в этих государствах. В этой связи Россия стоит перед необходимостью создания адекватного экспортного потенциала на азиатском направлении и формирования комплекса мер по его реализации.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться на сбалансированной основе по следующим приоритетным направлениям:
- продвижение российской машинотехнической продукции на рынок Китая с акцентом на участии российских компаний в модернизации промышленной базы и транспортной инфраструктуры страны, развитии китайской энергетики, в том числе ядерной, и электроэнергетических сетей;
- расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;
- устранение барьеров в доступе на китайский рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;
- расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработке природных ресурсов, создании на территории России производства по глубокой переработке древесины, предприятий по рыбопереработке, пищевой промышленности и др.;
- углубление сотрудничества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и образования;
- усиление противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
В настоящее время Индия усиливает присутствие на международных рынках, прежде всего в отраслях, связанных с био- и информационными технологиями. В долгосрочной перспективе основными направлениями сотрудничества с этой страной будут:
- укрепление позиций России на индийском рынке в качестве экспортера машинотехнической продукции, черных и цветных металлов, а также спецтехники;
- углубление инвестиционного сотрудничества российских и индийских компаний в нефтяной и газовой отраслях, фармацевтике;
- расширение присутствия российских инвесторов на индийском рынке прежде всего в отраслях, производящих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, а также кооперация в сфере программного обеспечения, развития биотехнологий, новых материалов и авиастроения;
- увеличение поставок комплектного оборудования и строительство объектов "под ключ" в области энергетики и транспортной инфраструктуры, а также экспорт российских услуг и оборудования;
- налаживание и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;
- укрепление инфраструктуры расчетно-платежных отношений.
Страны Европейского союза сохранят ведущие позиции в географической структуре российского экспорта и импорта, а также будут выступать в качестве важнейшего источника инвестиций, технологий и бизнес-компетенций для высокотехнологичных отраслей российской экономики. Приоритетными направлениями взаимодействия с государствами - членами Европейского союза будут следующие:
- обеспечение стабильности поставок углеводородов на европейский рынок и режима взаимных инвестиций в транспортировку, распределение и добычу нефти и газа;
- расширение производственной кооперации с участием российских и европейских компаний, заключение между ними стратегических альянсов в области авиационно-космической индустрии, автомобилестроения, телекоммуникаций и пищевой промышленности, направленных на получение необходимых компетенций на мировом рынке и сокращение отрицательного сальдо в торговле продукцией высокой обработки;
- углубление взаимодействия в сфере науки и технологий;
- взаимные инвестиции в развитие финансового сектора и девелоперских проектов;
- повышение мобильности и облегчение трансграничного движения граждан, товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности между Россией и европейскими государствами;
- устранение барьеров на пути российского экспорта на рынок Европейского союза, увеличение взаимных инвестиций и торговых потоков;
- инвестиционное сотрудничество в отношении развития транспортной и производственной инфраструктуры приграничных территорий, а также в создании на территории России предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Перспективным направлением взаимодействия с США с учетом экономического веса этой страны в мировой экономике и торговле и степени ее участия в решении глобальных проблем устойчивого развития является торговое и инвестиционное сотрудничество в сфере высоких технологий, энергетики и авиационно-космической индустрии. В рамках этого направления предполагается решение следующих задач:
- концентрация усилий на поиске новых и использовании существующих на рынке США возможностей для поставок инновационных товаров и технологий при сохранении ранее занятых позиций по ряду видов высокотехнологичных товаров;
- создание условий для расширения взаимных инвестиций;
- устранение действующих в США ограничений в торговле и в сфере технологического обмена с Россией.
Сотрудничество с Японией и Республикой Корея необходимо использовать в первую очередь для получения технологий. Развитие связей с этими государствами будет идти по следующим направлениям:
Страницы: 64 из 77 <-- предыдущая cодержание следующая -->