Официальные документы

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

(Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с ''Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года''))






Действенность институциональных изменений зависит от того, в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике. В России образовался существенный разрыв между формальными нормами (законами) и неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса и широких слоев населения, то есть в правовом нигилизме. Такая ситуация значительно осложняет формирование новых институтов, в том числе необходимых для развития инновационной экономики.
Нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом, включая повышение качества самих законодательных норм и обеспечение максимального их исполнения. Необходимые направления такой деятельности будут включать:
- обеспечение координации, согласованности норм проектов актов с принятыми законодательными и иными правовыми актами;
- предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти;
- обеспечение общественной поддержки создаваемых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив;
- осуществление мониторинга функционирования созданного института после принятия соответствующих законодательных актов, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию.

2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной
и бюджетной политики

Цели долгосрочной денежно-кредитной и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106 - 107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.
Темпы роста потребительских цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента, в 2020 году - 103 процента, уровень монетизации (финансовой глубины) экономики повысится до 65 - 75 процентов валового внутреннего продукта.
В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.
На рубеже 2010 - 2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году может вывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдо торгового баланса - к 2012 году. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018 - 2020 годах оно может возрасти до 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта).
Образование дефицита баланса по текущим операциям создает условия для прекращения укрепления курса рубля. Предполагается стабилизация реального эффективного курса после 2011 года. В 2015 - 2020 годах укрепление рубля может возобновиться под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.
Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объем чистого притока капитала может возрасти в несколько раз.
Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям при помощи притока капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Центральному банку Российской Федерации перейти к свободному режиму плавающего курса национальной валюты и создаст условия для перехода к установлению целевых показателей инфляции.
В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
Первое направление - снижение инфляции до 3 процентов в год.
Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.
Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.
Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.


Страницы: 36 из 77  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->