ТРАНСПОРТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года)Транспортной системой Дальнего Востока и Байкальского региона пользуются участники внешнеторговой деятельности всей страны, однако в наибольшей степени - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (37 процентов и 84 процента внешнеторговых грузов соответственно). Основными видами экспортных грузов остаются необработанная древесина, уголь, нефть, нефтепродукты, черные металлы и удобрения. В 2005 - 2008 годах объем перевозок нефти вырос более чем в 2 раза, необработанной древесины - на 28 процентов, удобрений - на 18 процентов, угля - на 16 процентов. В то же время объем перевозок нефтепродуктов сократился на 11 процентов, а черных металлов - на 37 процентов. Основными видами импортных грузов являются продовольственные товары, машины и оборудование, продукция нефтехимии, руды и концентраты, черные металлы, нефтепродукты и товары народного потребления.
Дальний Восток и Байкальский регион играют ключевую роль в транспортном обеспечении внешней торговли с такими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как Австралия (84 процента перевозок), Китай (77 процентов), Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея (по 97 процентов), Япония (98 процентов).
Неблагоприятные тенденции сложились в использовании на территории Дальнего Востока и Байкальского региона транзитного потенциала Российской Федерации, включая низкое качество транспортных услуг и их неприемлемо высокую стоимость. В результате транзитный потенциал России не используется в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В течение 2005 - 2007 годов объем транзитных перевозок грузов по территории этих регионов сократился почти в 2 раза, а доля регионов сократилась с 8,5 процента общего объема транзита по территории России до 3 процентов. За этот период объем перевозок транзитных грузов по маршрутам между дальневосточными портами и Финляндией сократился более чем в 25 раз, с Белоруссией - в 5,2 раза, с Казахстаном - в 1,7 раза, между дальневосточными портами и границей с Китаем в Приморском крае - в 5,5 раза. В наибольшей степени сократился объем перевозок на направлениях основного контейнерного потока между европейскими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в сообщении с Китаем - в 17 раз, с Южной Кореей - в 40 раз, с Японией - в 23 раза. В то же время объем перевозок транзитных грузов по маршруту между странами Закавказья и дальневосточными портами вырос почти на 63 процента, по маршруту между Белоруссией и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 33 процента, по маршруту между Украиной и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 28 процентов.
Несмотря на имеющиеся традиционные конкурентные преимущества, Россия не может пока занять достойное место в системе международного транспортного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все реальнее угроза утраты этого преимущества, так как уже инициирован ряд крупных международных проектов, предусматривающих осуществление евро-азиатских экономических связей по наземным коридорам, пролегающим в обход территории России.
На пассажирском транспорте более 80 процентов перевозок приходится на автомобильный и городской электротранспорт, функционирующий в 8 крупнейших городах. Доля железнодорожного транспорта составляет около 18 процентов общего числа перевезенных пассажиров.
Система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом Дальнего Востока и Байкальского региона не гарантирует доступных для большинства населения возможностей перемещения внутри страны. Из-за кризисного состояния местных авиакомпаний и отсутствия их эффективного взаимодействия с магистральными авиакомпаниями, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов, осложнилась ситуация и на внутрирегиональных авиаперевозках. Большая часть аэропортов местного значения имеет только грунтовые взлетно-посадочные полосы, вследствие чего они вынуждены прекращать работу в периоды межсезонья и распутицы. Перерывы достигают 4 месяцев. Система обслуживания местных воздушных линий, несмотря на меры государственной поддержки, находится в полном упадке. Большинство местных аэропортов выведено из транспортного оборота. В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью до 20 мест сократился за 15 лет в 40 раз, а вместимостью до 12 мест - почти в 60 раз по сравнению с 1990 годом.
Растет убыточность пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте ввиду незначительной плотности населения обсуживаемых районов, его низкой платежеспособности, краткосрочности навигации, постоянного увеличения эксплуатационных расходов и роста тарифов. Почти полностью свернута система пассажирских перевозок между морскими портами Дальневосточного бассейна.
Социальное развитие и экономический рост Дальнего Востока и Байкальского региона сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Сохраняются обширные территории с сезонной транспортной доступностью.
В целом состояние транспортного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона становится сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии этой территории и требует модернизации и ускоренного развития, поскольку по основным направлениям внутренних, внешнеторговых и транзитных (российских и международных) грузопотоков практически исчерпаны резервы пропускных способностей, а в социальной сфере не обеспечен даже минимальный уровень транспортной доступности на основной части территории и должное состояние дорожной сети, существенно определяющее качество жизни в крупных городах.
Страницы: 84 из 118 <-- предыдущая cодержание следующая -->