РАСЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИП. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477))- - в денежные притоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления (оплата произведенной в регионе продукции, платежи по предоставленным регионом займам, поступления заемных средств, субсидий и дотаций, поступающие налоги) в регион из внешней среды (федерального центра, других регионов и входящих в них предприятий, иностранных источников);
- - в денежные оттоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта платежи (за использованные ресурсы других регионов, оплата поступивших в регион ресурсов, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам, другим регионам);
- - при наличии необходимой информации учитываются изменения доходов и расходов, связанные с влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).
Примерная форма расчета региональной эффективности дается в табл. П3.13 (Приложение 3).
эффективности
При оценке эффективности проекта рекомендуется учитывать, что предприятия - участники могут входить в состав более широкой структуры, например:
- - отрасли или подотрасли народного хозяйства;
- - совокупности предприятий, образующих единые технологические цепочки;
- - финансово - промышленной группы;
- - холдинга или группы предприятий, связанных отношениями перекрестного акционирования.
Влияние реализации проекта на затраты и результаты соответствующей структуры (далее - отрасли) характеризуется показателями отраслевой эффективности. При расчете этих показателей:
- - учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);
- - в составе затрат предприятий - участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды;
- - не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями - участниками;
- - не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятиям отрасли - участникам проекта.
Расчеты показателей отраслевой эффективности производятся аналогично расчетам показателей эффективности участия предприятий в проекте.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и / или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся <*>:
--------------------------------
<*> Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в связи с конкретными условиями.
- - притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- - доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- - платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
- - платежи в погашение налоговых кредитов (при "налоговых каникулах");
- - комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
- - дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
- - предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
- - предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- - предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
- - бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
- - налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
- - государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев (см. п. 10.6).
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
- - прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
- - изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
- - выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
- - выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
Страницы: 24 из 133 <-- предыдущая cодержание следующая -->