РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.07.2009 N ГКПИ09-588. ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 2.7.1. МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ ОТ 15.02.2007 N 39. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение Верховного Суда РФ от 10.07.2009 N ГКПИ09-588. Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 2.7.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39)Во исполнение пункта 11 названных Правил и в соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443 (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437), Министерством экономического развития и торговли РФ разработаны и утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Приказ согласован с Министерством финансов РФ и Министерством регионального развития РФ (л.д. 65 - 66). Пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437, также закреплены полномочия Министерства экономического развития РФ по утверждению Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством экономического развития и торговли РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Доводы заявителя о противоречии абзаца второго пункта 2.7.1 Методических указаний федеральному законодательству суд считает необоснованными.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, в т.ч. земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункты 1, 2, 3 части 1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).
На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Из приведенных норм следует, что кадастровая стоимость земельного участка зависит от категории земель и видов разрешенного использования.
Установленный пунктом 2.7.1 Методических указаний механизм расчета кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования, согласно которому расчет кадастровой стоимости осуществляется для каждого из видов разрешенного использования и по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, не противоречит приведенным нормам федерального законодательства.
Нельзя признать обоснованной ссылку заявителя на противоречие оспариваемого положения пункту 8 Правил, предусматривающему оценочное зонирование территории в процессе проведения государственной кадастровой оценки земель, поскольку у этих норм разный предмет регулирования.
Представитель заявителя, утверждая, что расчет кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования должен осуществляться из удельного показателя использования участка, фактически ставит вопрос о внесении изменений в Методические указания, что является прерогативой Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Довод заявителя об увеличении налоговой нагрузки не является основанием к признанию оспариваемого положения недействующим, поскольку вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов пользователь выбирает самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ). Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ). В случае несогласия с актом государственной кадастровой оценки земель заявитель в соответствии с пунктом 12 Правил вправе оспорить его в судебном порядке.
Оспариваемое положение Методических указаний не нарушает прав и законных интересов заявителей, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
заявление ОАО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени Ивана Ивановича Картукова" о признании недействующим абзаца второго пункта 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->